Древние росписи

В Багхе можно встретить интересные образцы древних росписей. Они украшают стены у входа в грот.

В них можно различить влияние стиля Аджанты. То же происходило и в других гротах – в Эллоре и Бадами, Ситаннавасале, Тан-джувуре. Некоторые образцы росписей южных школ найдены на Цейлоне (Сигирийе). Здесь в огромной скале, предназначенной для постройки дворца царя Кашьяпы (5 в.), есть фрески, которые почти полностью разрушены.

Сохранилась лишь малая часть, защищенная уступом. На ней изображены фигуры 21 женщины. Считают, что это изображения людей, имевших непосредственное отношение к Кашьяпе, то ли наложниц, то ли цариц, т.к. их лича достаточно индивидуализированы.

В 8 в. начался некоторый упадок в технике живописи. Об этом свидетельствуют средневековые фрески на Цейлоне (Полоннарув), в Виджаянагаре и др. местах. Конечно, эти работы имеют несомненное художественное достоинство, но уже потеряна легкость предыдущего периода. Новые традиции сохранились до мусульманских завоеваний.

Влияние новой религии (ислама) повернуло художественное русло в направлении книжных иллюстраций и миниатюр. Они основывались на персидских образцах. Конечно миниатюры существовали и до мусульманского вторжения. Подтверждение этому можно найти в литературных источниках, а также в сохранившихся с 11-12 вв. произведения (в Бенгалии, Непале и Бихаре). Эти работы отличаются весьма тонкой манерой исполнения, но в них нет того реализма, который виден в Аджанте.

Читайте далее: