Древняя живопись Аджанты

Литературные источники являются одним из доказательств высокого уровня развития живописи в Древней Индии.

Замечательные работы мастеров настенной росписи и станковой живописи украшали резиденции и дворцы, принадлежавшие знати. Кроме мастеров кистью владели и те, кто принадлежал к просвещенным кругам. Внутри некоторых пещерных храмов еще можно встретить настенные росписи как грубые и посредственные так и те, что можно было бы отнести к великолепным памятникам древней цивилизации.

Наскальные рисунки гротов Аджанты создавались на сухом покрытии удивительно яркими и свежими цветами красок. Сами фрески сильно разрушены временем, но об их свежести и контрастности можно судить до сих пор. Их сюжеты в основном отражают сцены из жизни Будды.

Вершины своего развития настенная роспись достигает в гуптский период и лучше всего нас удостоверят работы находящиеся в гротах Аджанты. На первый взгляд может показаться, что рисунки изображают сцены не связанные воедино, а разделенные как бы на группы. Но это не так. Как только попытаться охватить взглядом все в целом, одновременно, тут же становится понятно, что все они связаны друг с другом при помощи второстепенных персонажей. Плавно, постепенно осуществлен переход от одной группы к другой. Западные законы перспективы здесь не работают. Индийские мастера использовали несколько линий удаления.