Понятие кармы в Индии

Понятие Карма в буквальном переводе означает деятельность или работу, и можно описать это законом «причины и следствия», или действия и его последствий.

Согласно Упанишад, человеческое сознание является тонким эфирным органом, который с помощью энергии-праны отражает, Атман или Дживу.

Совокупность подсознательного ума, «манаса», системы представлений о себе, «эго», и сознательного ума «буддхи», называется «читтой». А посредником между «читтой», самым тонким из материальных элементов и душой «дживой» является карма.

Считается что душа «джива», расположена в теле примерно на уровне сердца. Она питает сознание праной. Чита, это хранилище опыта человека, с огромным количеством всевозможных впечатлений, которые человек приобретает в течение жизни. Учитываются, как и совершенные действия, так и умственные, потому как, думая о чем-то, человек строит модель того, о чем он думает.

Сквозь накопленную информацию, как сквозь призму человек смотрит на мир, все сравнивая с прошлым опытом, часть которого получил от родителей, учителей в школе, окружения, семьи улицы и т.д. Таким образом, человек видит искаженную модель своего собственного опыта. Это опыт переноситься из жизни в жизнь, таким образом, определяя психо-физический портрет человека, определяя его склонности, его желания, основную модель его поведения, определяя его карму.

Исходя из всего сказанного, можно сказать, что всеобщий закон кармы напрямую связан с законом реинкарнации, а так же с типом личности человека, его окружения, его привычек и предпочтений.

В карме сплетаются понятия судьбы и свободы воли.

Круговорот действий и их последствий, рождения, жизни, неизбежной смерти, и рождения снова, называется «самсарой». Эти понятия лежат в основании индуизма, и различных его течений и направлений, в основе его верований и его философии. Самсара, говорят индуисты, это то место, в котором мы все живем, и из которого нам всем, в конце концов, нужно выбираться. В «Бхагават-гите» по этому поводу сказано: «как человек снимает старые, уже отслужившие свое одежды, так душа человека умирая, бросает старое тело и входит в новое».

В иллюзорном мире самсары, считают индуисты, есть множество эфемерных наслаждений, которые дают приятные ощущения, поддерживая в человеке желание, рождаться заново, чтобы испытать наслаждения бренной материальной оболочки. Это может повторяться, тысячи и миллионы раз, пока осознав свою истинную природу, и иллюзорность всего происходящего в этом мире человек не достигнет конечной цели «своего путешествия» в мир. Только достигнув «мокши», освобождения из мира сансары приносит настоящее непреходящее счастье.