Теория кармы патанджали

Теория кармы патанджали

Теория кармы патанджали

Особенный интерес представляет описанная Патанджали теория кармы. С первой главы Патанджали говорит, что разные формы самадхи, препятствуют тем импульсам, которые созданы прошлыми действиями.

Во второй главе отмечено, что карма строится на пяти заблуждениях: неведении, эгоизме, привязанности, жажде жизни и враждебности.

Пока существует карма, рожденная пятью вышеописанными аффектами, человек подвержен круговороту будущих рождений и всевозможным страданиям, которые из них проистекают. Главная цель йоги — уход от неизбежного будущего страдания, созданного кармой, устранить аффекты и привязанности. Йогин по словам Патанджали называется тот, чья карма ни чёрная, ни белая, ни их смешением. Когда достигается дхарма-мегха-самадхи, утверждает Патанджали, действия вызванные пятью заблуждениями, перестают давать свои плоды, обрываясь на причине. Поздние комментаторы трудов Патанджали добавляют, что при правильном осуществлении йоги освобождения можно добиться всего за одну жизнь.

Большое значение труда Патанджали в становлении йоги, становится очевидным хотябы из того, что его труды неоднократно комментировались. Самый знаменитый комментарий написал Вьяса, примерно в 6-7 веках нашей эры. Также трактат Патанджали переводился на персидский язык, а комментарии и обобщенное изложение трактата было написано аль-Бируни.