Категории самадхи, Патанджали

Разные категории самадхи, которые упоминаются Патанджали в своих трудах, имеют несомненную важность при понимании системы йоги.

В связи с этим Патанджали упоминает два термина, для определения самадхи – самапатти и сампраджнята. Самапатти упоминается при обозначении состояния концентрации, которое связано с мыслью, чистым чувством эго и блаженством, вызываемым этим чувством. Далее говорится о состоянии глубокой сосредоточенности, при котором исчезает различие между объектом наблюдения и наблюдателем. Начинается это состояние с концентрации на внешних объектах, затем переходит к чистой ступени, когда уже нет слов и значений. Далее следует уровень концентрации на внутренних переживаниях, отпечатках прошлых действий, связанных непосредственно с кармическими переживаниями. Этот уровень Патанджали тоже делит на две части, одну рефлексивную, а вторую произвольно-нерефлексивную.

Все эти формы называются «обладающими семенем», и это означает, что они обладают возможностью повторятся, вызывать рецидивы эмпирического умствования, когда же развивается способность к второй ступени самадхи, когда нет различий между наблюдателем и наблюдаемым, кармическое влияние прошлого уже не имеет власти над человеком. Такое состояние в дальнейших главах трактата называется понятием чистого зрителя «драштар».

Читайте далее: